Эту книгу у клиентов я видел трижды:
- Первый раз – в кризис 2008 года. Клиент, управляющий большим многофилиальным бизнесом, очень советовал ее прочесть, попутно, под эти советы, увольняя около 40% своих сотрудников.
- Второй раз ее мне «насильно предлагал» умудренный опытом hr-директор большущей организации. Предлагал, расхваливал и рекламировал, как пособие к действию, а сам попутно заказывал у нас hr-брендинг, потому что рядовой персонал разбегался от них с пугающей скоростью. И ситуация была совсем не веселая, и сотрудники у них оказались «совсем не пожизненные».
- И вот третий раз. Наконец, мне ее не посоветовали. Даже собственник бизнеса убеждал не читать, т.к. ничего «сильно толкового» в ней для себя не нашел. И это все при том, что компания клиента растет, отток персонала невелик, а вовлеченность персонала и не “наплевательское” отношение к работе по-настоящему, на фоне Беларуси, впечатляет.
Странно, не правда ли? Но закономерность можно заметить. Нет? Тогда о ней чуть позже.
Предлагаю по порядку. Книга – восторженно-лирическая, как и большинство американских книжек о бизнесе. Это не инструкция и уж тем более не пособие. Книга предлагает, но не объясняет, как:
- Нанимать персонал за отношение и только после подбора правильных людей тренировать навыки. Отличная идея!
- Использовать СМИ максимально при привлечении персонала. Отличная идея!
- Во время адаптационного периода вешать на новичков значки «помогите, я новенький», чтобы их замечали и помогали. Отличная идея!
- Использовать адаптационные фильмы, где глава компании рэпом зачитает приветствие. Отличная идея!
- Создать комитет по корпоративной культуре, который бы ее развивал и не допускал отклонений от единожды принятого курса. Отличная идея!
- Создать «книгу изобретательного стимулирования», которая передавала бы опыт немонетарного стимулирования, от офиса к офису экономя ФОТ. Отличная идея!
- Научить персонал относиться серьезно к работе, но не к себе. Блестящая идея!
Теперь о закономерности. Издательство МИФ советует эту книгу к прочтению практически всем: и рекрутерам, и ГД… короче, всем. Она действительно, по теории, может быть всем полезна. Кто отрицает?
А на практике получается, что эту книгу любят только “наемники” и, к сожалению, только читать (может, просто перелистывать – не знаю). Наемники называют эту книгу “инструментом и пошаговым пособием”, потому что и близко не задумываются над тем, как будут все это выполнять. Зачем выполнять? Зачем идти на такой риск?
Что касается собственников бизнеса, единственных, кому эта книга реально адресована, то они наверняка имеют свои собственные “фишки”, иногда дающие сто очков вперед идеям, изложенным в этой книге, и, естественно, не всегда могут признать достоинства «рэп-культуры», когда всю жизнь исповедуют, допустим, «рок». Поэтому и не советуют.
Пара примеров из корпоративной культуры SWA:
И глава компании и стюарды предпочитают рэп. Уверен, для запоминания лучше сработает, чем обычная “пулеметная скороговорка”
Видео-адаптация от SWA
Просто реклама
Мораль: читать можно, говорить о ней можно, много говорить о ней можно, держать в руках книгу приятно, думать об этом – нужно, сделать по написанному – не получиться