оценка персонала 360 мотивация персонала тренинги Минск Юрий Сорокин Аутсорсинг Татьяна Козуб Оценка 360

Первый взгляд на обложку приводит к выводам о соавторстве в написании книги отечественного и зарубежного специалистов. На самом деле это не так: книга, по-сути, состоит из книг У. Бирли, которая называется “часть 1” и книги Т. Козуб, соответственно, “часть 2”.
Учитывая это сосуществование, и оценки у меня будет две.

Начнем с Бирли. Бирли крайне многословен и брезгует применением иллюстраций. На протяжении всей “первой части” автор приводит соображения о практически неограниченной применяемости метода: от воспитания лидеров до оценки производительности труда. Отечественным специалистам “часть 1” наверняка покажется до обидного затянутой, если  рассматривать ее как методичку. Ценность заключается в том, что “часть 1”, скорее, методологическая, а методология в применении метода 360 “у нас” и “у них” разная.
Технология 360 feedback или 360 survey в западной традиции не оперирует понятиями оценки. 360 “там”  – основа для развития управленческого звена и административно-функциональных подразделений организации. Западный подход к методу сдвигает ответственность развития на самого сотрудника, который получил “обратную связь”.
Естественно “у  нас” все несколько иначе: заказчик-Генеральный директор или собственник хотят получить отчет о степени развития компетенций и ранжирование сотрудников по шкале “лучший-худший”. В этом и кроется многословность Бирли, он показывает сферы применения методологии в рамках западного подхода, что для специалиста высокой квалификации (например, разработчика) будет полезно, но для начинающего будет просто “шумом”

“Часть 2” сконцентрирована на оценке персонала. В отличие от первого автора, здесь достаточно иллюстративного материала, который раскрывает последовательность процесса либо проекта по оценке персонала в организации. Автор уделяет достаточное внимание описанию  не часто упоминаемых в подобных книгах проблем:

  • обоснованности исключения части экспертов
  • составление информирующих писем для участников
  • обязательных требованиях к вопросам-индикаторам
  • обоснованности весовых коэффициентов групп экспертов

P.S. Первая и вторая часть книги оставили впечатление того, что они адресованы специалистам, уже проводившим оценку. Мне, как специалисту, работавшему с методом 360 при использовании рейтингового шкалирования BARS и BOS, было не совсем понятно, почему данный инструментарий был практически (кроме единственного упоминания у Бирли) забыт.
Не менее важным является обсуждение “походя” методов статистики, используемых при анализе результатов обратной связи и анализе внутренней согласованности вопросов. Практически единственное, с чем вы встретитесь, будут среднее, медиана и дисперсия (примеров использования “альфы Кронбаха” и других статистических методов я не нашел).

Резюме: рекомендую сложившемуся специалисту

Опубликовал Сорокин Юрий (Yuri Sorokin)